Главная / Статьи

Статьи

Краткая История Люстр

Возможно, что ни один другой предмет интерьера не был настолько узнаваем и не завоевал такую популярность в разных странах на протяжении веков, как канделябр, или люстра. История люстры насчитывает более восьмисот лет, в течение которых ее конструкция подвергалась постоянному усовершенствованию, отражая растущее богатство и превращаясь в предмет роскоши, доступный только элитным слоям общества. Совершенствование люстры шло в ногу с развитием технического прогресса и промышленного производства. Начиная с ранних веков люстра всегда была тесно связана с аристократией и рассматривалась как символ роскоши и доказательства высокого статуса ее обладателя. Отображение эволюции люстры переплетена с историями монархий в период пятнадцатого — девятнадцатого веков, того времени, когда сформировались узнаваемые стили, сохранившие свои неповторимые очертания и в наши дни.
    В этой статье я постараюсь описать четыре наиболее известных европейских стиля канделябра. Это фламандский или голландский канделябр, французский горный хрусталь, английское стекло и венецианский канделябр. Каждый из этих стилей зарождался в относительной замкнутости и развивался по собственной траектории. Важно отметить, что технический прогресс тесно связан с развитием стилей. Высокая стоимость люстр формировалась не только сложностью производства, но и предпочтениями заказчиков. Эти предпочтения четко отражают быстро меняющиеся направления моды и технологии производства. Несмотря на некоторое протекционистское давление, стили декора смешали в себе усилия художников, производителей и пожелания правящей элиты. В совокупности это позволяет отследить тенденции и развитие индивидуальных стилистических черт канделябров.

 

Фламандские  или голладские медные канделябры

 

    Первый заметный стиль, который оказал длительное влияние на дальнейшую эволюцию люстр, назывался Голландский медный канделябр. До этого люстры делались из дерева или железа, например, мавританские железные фонари XIII века, или простые, но изящные железные светильники в виде короны, которые были широко распространены во времена средневековья. В XV веке почти все они были вытеснены люстрами в голландском стиле. Отличительная особенность этих люстр — центральный большой шар, с несколькими медными сферами, на которых закреплены изогнутые кронштейны для свечей. Наиболее известным своим узнаваемым стилем обработки меди стал фламандский город Динант, находящийся на территории современной Бельгии. Так появился стиль динандери (dinanderie), этим словом в Европе сейчас называют кухонную или церковную медную утварь. Медь наилучшим образом подходила для такого дизайна люстр благодаря гладкой поверхности, от которой отражался свет свечи. Фламандские люстры часто украшали цветами, готическими символами, фигурками святых. Особенно популярным было размещение эмблемы с двухглавым орлом. 

lyustra1.jpg

Фламандские канделябры приобрели популярность в том числе и благодаря церковным интерьерам, созданным голландскими мастерами. Самое раннее изображение люстры в Европе приписывается художнику Яну Ван Эику в 1434 году. Люстры этого стиля присутствуют во многих картинах художника Геррита Доу, ученика Рембрандта.

Ян Ван Эйк, "Семейная пара", 1434 г.

1434_Jan_van_Eyck_Giovanni_Arnolfini_and_his_Bride-wr400

"Молодая Мать", Геррит Доу, 1658 

70614_big_1365400201.jpg

"Женщина с водянкой", Геррит Доу, 1663

dou_gerard-bolnaya_vodyankoy.jpg

Медные люстры из Динанта приобрели популярность и быстро распространились по Европе. Голландские канделябры стали весьма модными во Франции при дворе короля Людовика XIII (1610-43). Но голландский стиль оказался наиболее живучим в Англии, стране, которая ввозила голландскую продукцию больше, чем кто-либо еще. Из-за постоянной популярности канделябров английским производителям приходилось подражать базовым чертам этого стиля в течение многих веков.

 

Франция и канделябры из горного хрусталя

 

Франция уникальна тем, что не имела собственного производства качественных стеклянных изделий до конца XIII века. По мнению французов, стекло не сочеталось с такими материалами, как фарфор, серебро или бронза. Компромисс был найден в сочетании металлических частей канделябров и горного хрусталя, прозрачной формой кварца, что привело к появлению узнаваемого стиля люстры французского горного хрусталя. Этот стиль связан с историей Франции, с Версальским дворцом, распространился в самых роскошных домах Европы и превратился в символ воплощения богатства и великолепия.

 

Основные черты этого стиля включают металлический каркас, декорированный элементами из горного хрусталя в виде капель и розеток. Эти люстры производились мастерскими, которые импортировали горный хрусталь из различных мест Европы, в основном из Богемии (сегодня Чешская республика). Из за разнообразия мест производства хрусталя невозможно определить дату начала возникновения в этого стиля. Самые ранние изделия обрабатывались способом «ручной огранки при медленном вращении», что означало весьма узкий угол гранения. С течением времени на крупных фабриках процесс был механизирован при помощи паровых машин, что позволило проводить более глубокую обработку кварца. Примерно с 1880 года кварц полировался с использованием фтористой кислоты, что позволило значительно удешевить и ускорить процесс окончательной шлифовки. Кварц, подобно алмазу, в молекулярной структуре имеет форму спирали, и при естественной кристаллизации сияет ярче, чем стеклянные кристаллы высшего качества. Чуть ниже я расскажу, как позднее производители нашли более доступный способ украсить люстры используя стекло, однако горный хрусталь продолжал использоваться в некоторых элементах декора люстр.

lyustra2.jpg

 

Французское барокко

 

Первые люстры с горным хрусталем появились в XVII веке. Они были сделаны в стиле барокко, который распространился по Европе из родной Флоренции после эпохи Ренессанса. В это время, благодаря тому, что между правителями Италии и Франции была очень тесная связь, искусство и мода итальянского Ренессанса оказали огромное влияние на французскую монархию. Людовик XIV, (1643-1715) использовал архитектуру и изобразительное искусство как средство сакрализации власти, что привело к зарождению направления французского барокко, так же известного как стиль Людовика Четырнадцатого. Характерная люстра того времени имела открытый каркас формы «птичьей клетки» из позолоченной бронзы, или в форме вазы , или в форме лиры с букетом и с ярким орнаментом из горного хрусталя. Люстры в стиле Людовика Четырнадцатого можно увидеть в Версальском дворце, в Зале Зеркал. 

lyustra3.jpg

К концу XVII века определилось два стиля канделябров французского горного хрусталя: «открытая люстра» в стиле Людовика Четырнадцатого и «люстра кружевного блеска», так же известного по имени принцессы Неаполя и Сицилии Марии Антуанетты. Этот стиль был еще более декоративным: весь каркас был покрыт стеклянными бусинками и свисающими кулонами. Показная роскошь этих люстр стала эталоном для королевского великолепия во всей Европе. Например, в 1667 году король Англии Чарлз II с гордостью отмечал, что владеет люстрой из горного хрусталя в стиле Людовика Четырнадцатого. В этот период Франция установила и объединила моду по всей Европе и французское барокко продолжает влиять на дизайнеров и в наши дни.
lyustra4.jpg
     

Французское Рококо

Примерно в 1725 году, во Франции зародилось направление «позднего барокко», или «рококо». Это была реакция на избыточно экстравагантный стиль барокко. Рококо завоевал популярность во времена правления Людовика XV. Типичные люстры этого периода были сделаны из бронзы с детализированными элементами в виде мягких кривых, завитушек, и стилизованных листьев, люстры были усыпаны цветами, украшались купи донами, гротесками и гирляндами. Большую роль в популяризации рококо сыграл французский дизайнер Жюст Аурель Мейсонье (Juste Aurиle Meissonier),который исполнял обязанности королевского ювелира и  дизайнера интерьера при дворе короля Людовика XV. 
lyustra6.jpg

 

 Неоклассический стиль и другие направления

После Французской революции, господства террора и периода Директории (1794-1799), Наполеоном Бонапартом была провозглашена Первая Французская империя (1804-1815). Поддержка дома Бурбонов стиля рококо просуществовала вплоть до этой даты, но падение Бурбонов непременно должно было вызвать изменения в дизайне. Изменения отразили культурные процессы, выражение разочарования в старой правящей элите и нарастающий интерес к демократии. Сдержанный неоклассический стиль стал затмевать все больше и больше фривольность и декаданс барокко и рококо.

Люстры, выполненные в этом стиле стали эстетически напоминать древнюю Грецию и Рим, своими чистыми линиями, классическими пропорциями , фигурами мифологических существ. Египетская кампания Наполеона 1798 года принесла в империю много награбленных артефактов, которые повлияли на дальнейшее  развитие дизайна во Франции. Большой вклад в популяризацию неоклассического стиля внес Жан-Шарль Делафос (Jean-Charles Delafosse), например, пламя, которое часто показывалось в центре люстр. Мотив цветочного орнамента, вместе с символами победы и эмблемами революции, такими как стрелы, так же часто применялись в люстрах эпохи неоклассицизма. Геральдическая лилия, древний знак монархии увенчивал большинство люстр семнадцатого века. Наполеон заменил этот знак на пчелу чтобы символизировать свержение Бурбонской династии.

 

В конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века мода на неоклассический дизайн захлестнула всю Европу. Выдающиеся английские дизайнеры Джеймс и Роберт Адам работали в этом стиле. Вместе с другими дизайнерами прежде всего Томасом Чиппендейлом, они стали преданными сторонниками неоклассицизма под влиянием поездки на археологические раскопки в Помпеях. Роберт Адам ( Robert Adam) 1728-1792, создал особенно узнаваемый неоклассический дизайн , известный как стиль Адама, позднее перешедший в стеклянные люстры. Длинные и тонкие линии, обрамляющие каркас в виде древнегреческой вазы, верхний ряд кронштейнов обрамлен стеклянными шпилями, подвески в виде капель и груш.

lyustra7.jpg 

После первой Французской империи появился стиль Луи Филиппа (1830-1848) который был последним выражением неоклассицизма, в виде более тяжелых и смелых черт, но все еще напоминавшем стиль Первой империи. Дизайн люстр этого периода был выдержан в теме средневековья , ссылок на греческую мифологию, изображений грифонов и химер. 
Периодом возвращения к прежним идеалам роскоши, связанным с эпохами Людовиков XIV, XV  и XVI, стала Вторая империя при Наполеоне III (1850-70). Супруга Наполеона III, Эжени де Монтижо, была очарована стилем Марии-Антуанетты и дореволюционным образом жизни в целом и стремилась восстановить популярность этих периодов. В девятнадцатом веке Франция наконец начала производить высококачественные хрустальные люстры. Например, стекольщик Баккара стал делать люстры из хрусталя в 1820-х и с тех пор стал, возможно, самым известным и успешным производителем прекрасных хрустальных люстр в мире. Люстры баккара узнаваемы по чистым линиям и по плотным свисающим призмам. В парижском музее Баккара представлены великолепные экспонаты этого мастера.
lyustra8.jpg
Английские стеклянные люстры
Отдельная ветвь эволюции люстры может быть прослежена в английских «полностью стеклянных» люстрах. Ограничения в виде металлического каркаса, украшенного горным хрусталем были сняты. Полностью стеклянные люстры появились в Англии после 1720 года, сразу вслед за открытием свинца, или «двойного бесцветного стекла» и быстро появились в продаже в стекольных лавках по всей Европе. Стекло не является кристаллом, так как его производство не подразумевает кристаллизации. Тем не менее, оно стало отличным заменителем хрусталю благодаря бОльшим возможностям в обработке, прекрасным отражающим и преломляющим свойствам. 
Англия имеет отличительную черту с точки зрения производства люстр. Частично причиной этого является запрет использования древесины в процессе производства стекла. В 1615 году предписывалось, что стекольное производство не могло быть размещено в лесах, в отличие от других европейских стран, где такого ограничения не было и стекольные фабрики располагались в лесистых местностях. Вместо этого, стекольное производство должно находиться близко к воде в портовых городах, таких как Бристоль, для легкой транспортировки как сырья, так и готовой продукции. Фабричная обстановка способствовала разработке строгих норм наставничества, что, в свою очередь, привело к высоким стандартам мастерства. 
В 1676 году, стекольных дел мастером Джорджем Равенкрофтом было изобретено и запатентовано «бесцветное стекло». Оно содержало высокий процент окиси свинца, что дало возможность улучшить чистоту и прозрачность стекла, упростило его резку, улучшило светопередачу между поверхностями, что позволило добиться эффекта радуги. В результате этого изобретения Англия начала производить стеклянные люстры высочайшего качества для того времени. Люстры в «английском» стиле следовали сразу за знаменитыми фламандскими медными люстрами, с основой в виде шара, который делали старые голландские мастера. Металлические компоненты, в основном сделанные позолоченными или посеребренные, размещались в центральной стойке. Так же металлическими были тарелки для сбора стекающего воска.  Стеклянные кронштейны были зафиксированы на круглом основании, сначала искривлялись вниз, затем вверх к поддонам для сбора воска от свечей. В течение восемнадцатого века к стеклянным элементам добавляется большее количество граней, что позволяет люстре искриься еще ярче. В 1742 году был изобретен процесс посеребрения, в результате в люстрах создавался эффект зеркальности.
1331674_l.jpg

 

Георгианский период

Образцы стеклянных люстр раннего георгианского периода можно найти в Залах для Приемов в Йорке, в часовне Эммануэль Колледжа, Кембридж. Выдающиеся образцы стеклянных люстр георгианского периода висят в Залах для приемов в городе Бат. Они были сделаны стекольных дел мастером Уильямом Паркером, поставщиком люстр для английской элиты, включая принца Уэльского и герцога Девонширского. В 1771 году Уильям Паркер и Джонатан Коллет получили подряд на проектирование и изготовление стеклянных люстр для Чайной Комнаты и Бального Зала в Ассембли Румс в Бате. Коллет получил заказ на более существенный проект, однако этот заказ был отозван вскоре после того, как у его люстр упало три кронштейна. Люстры признали небезопасными и они были демонтированы. А Паркера наняли, чтобы заменить у этих люстр поврежденные части. Элементы люстр, которые сделал Паркер, удостоились высочайшей похвалы, и именно они послужили далнейшим толчком в развитии дизайна стеклянных люстр. Паркер заменил шар в основе люстры на основу в форме вазы. Это было певым использованием неоклассических элементов, что привело к более тонкому и изящному воплощению идей, главенствующих весь период Регентства.(1811-1820)  
lyustra10.jpg
В этот период заметно увеличился размер люстр. Например, высота люстры для резиденции принца Уэльского в Лондоне Карлтон Хаус, сделанная Паркером, составляла 4,5 метра. Паркер стал первым мастером, который наносил клеймо со своим именем на продукцию.
В истории развития английских стеклянных люстр примечательно введение налога на все стекольные дома в 1765 году, так называемый Закон об Акцизе на Стекло. Закон об Акцизе оказал большое влияние на стекольное дело, поскольку заставил многих мастеровых перенести свое производство в Ирландию, которая была освобождена от налога. В результате Ирландия стала крупнейшим центром производства стекла в Великобритании. Весьма крупным в то время был Уторефордская стеклянный дом, основанный Джорджем и Уильямом Пенроузами в 1783 году. На этой фабрике появилась так называемая «Уотерфордская Люстра» опять же имевшая в своей основе  медный шар. Производители этих люстр сами не выпускали стеклянные элементы. Они покупали заготовки или уже готовые элементы у  стекольщиков. Особенности этого стиля в навесе из стеклянных элементов, благодаря чему появлялся дополнительный объем как нижних подвесов, так и для верхних. Прекрасная коллекция уотерфордских люстр представлена в Стейт Аппартментс в дублинском замке.
dublin.jpg     

Английское Регентство и девятнадцатый век

Закон об Акцизе на Стекло имел заметнеое влияние на процесс развития дизайна люстр в Англии. Вероятно, что это закон привел к зарождению самого впечатляющего и популярного стиля  — английского Регентства, или так же известного как «люстра палатки и сумки». В надежде снизить себестоимось продукцииЮ стекольных дел мастера попытались отказаться от широко распростертых кронштейнов, сделанных из дорогих кристаллических компонентов. Вместо этого они использовали куски от разбитых элементов, соединяли их в цепь и натягивали от вершины люстры, образуя форму шатра. Дополнительные цепи, сделанные таким же образом протягивались из средней части люстры к основанию конструкции, образуя форму мешка. Сотни таких цепей были размещены так плотно друг к другу, что центральная основа и практически весь металлический каркас были полностью скрыты. Больше не было длинных стеклянных  трубок, расходящихся во все стороны , свечи фиксировались в держателях, прикрепленных к основанию. Этот стиль появился в Англии примерно в 1790 году и быстро распространился по всей Европе. Стиль настолько прижился во Франции, что там его  стали относить как к Английскому Регентству, так и к стилю Французской Первой Империи. Базовый дизайн люстры со временем породил тысячи вариаций. Например, примерно в 1810 году длинные сосульки заменили грушевидные подвески более ранних версий. Сосульки вывешивались в концентрических кругах, заполняя всю основу люстры и создавая эффект водопада.
lyustra12.jpg
     
Самым выдающимся мастером люстр девятнадцатого века считается англичанин Уильям Перри, последователь Паркера. Перри так же получил официальный титул поставщика люстр ко двору Принца Регента, будущего короля Георга IV. Принц Регент оказался большим любителем люстр и передал Перри заказ на изготовление нескольких штук для Карлтон Хаус. В этом заказе значилась люстра на 56 свечей, высотой 4,2 метра. Люстра была изготовлена в 1808 году и считается одной из самых известных в Европе.
lyustra13.jpg
Так же Перри изготовил девять так называемых «перевернутых пляжных зонтиков» для Музыкальной Комнаты в Ройал Павилион в Брайтоне.. Этот типичный стиль состоял из узких, высоких частей основы люстры, стилизованной под ствол дерева, обвитый плющем, широкий нижний «мешок», стилизованный под перевернутый зонтик, обрамленный «жемчужинами». В партнерстве с сыном Паркера, в 1883 году Перри основал компанию Perry & Co. Компания оправляла люстры на экспорт по всему миру, даже в Китай и считалась крупнейшей, до тех пор, пока ее не затмила компания F&C Osler.
lyustra14.jpg
Долгожданная отмена в 1835 году Закона об Акцизе на Стекло привела к процветанию стекольного дела в Англии. Люстры становятся все более важным компонентом торговли стеклом, вовлекая в этот бизнес все большее количество компаний. Преимущественно компании располагались в Лондоне, но так же и в Ливерпуле, втором по величине порту страны. Основными производителями люстр в Англии в конце  XIX века считаются Джон и Джеймс Девенпорт, Генри Грин и Хакок & Риксон, и, конечно, F&C Osler.
lyustra15.jpg
Индустриальная Революция, произошедшая примерно в 1780 году наложила заметный отпечаток на дизайн люстры. Механизация и технический прогресс уменьшили производственные затраты и ввели более высокие стандарты качества. Пример этого — изобретение станка, который мог обрабатывать кристаллы с непревзойденной точностью. Автор этого изобретения — Даниел Сваровски. Он запатентовал изобретение в Австрии в 1892 году. Индустриализация дала возможность растущему среднему классу приобретать предметы роскоши, такие как люстры,  которые раньше были недоступны.  Как и Франция времен Луи Филлипа и Наполеона III, Так и Англия в девятнадцатом веке возвращалась к восстановлению более старых стилей, особенно в Григорианский период. Покупая роскошные украшения, растущее число обеспеченных людей стремилось подражать жизни старых аристократов.
Так же девятнадцатый век был так же временем, когда появились новые источники света. Они наступали и постепенно затмили традиционную свечу. Обычно эти источники были более яркими, более эффективными и требовали гораздо меньших усилий в обслуживании. В начале века появились масляные и керосиновые светильники, в 1840 году широко распространилось газовое освещение,а к концу XIX века появились газовые люстры. Часто их изготавливали в запутанном стиле рококо. Они включали в себя как газовые горелки, так и держатели свечей. Поскольку яркость горения газа была намного больше, чем горение свечи, появились непрозрачные абажуры из алебастра чтобы смягчить яркий свет. Изобретение в 1879 году Томасом Эдисоном лампы накаливания произвело эффект разорвавшейся бомбы в освещении. Очень быстро лампочки стали широко доступными в светильниках для внутреннего освещения. Старые люстры были адаптированы под электрическую проводку следующими способами: прежде всего монолитные стеклянные основания и кронштейны были заменены полыми версиями, так, чтобы через них можно было пропустить проводку. Таким образом в конце XIX века компания  F&C Osler изготовила много люстр. Отсутствие свечей также означало, что кронштейны для ламп можно было искривлять в любую сторону, не только вверх, но и вниз, направляя освещение прямо под люстру.
lyustra16.jpg
       

Венецианские канделябры

Мне кажется правильным рассказать о эволюции венецианских люстр отдельно от других европейских стилей, описанных выше. Причина в том, что развитие дизайна этих люстр шло по собственной траектории, приведшей к отличию в стиле и методу изготовления. Венецианские люстры — продукт исключительной индустрии производства муранского стекла, названного по имени небольшого острова Мурано, недалеко от Венеции. История муранского стекла началась в 1291 году,  кода вышел приказ о том, что во избежание уничтожения Венеции от огня, все производство стекол должно быть перенесено на острова. Вскоре после этого венецианская республика приняла суровый закон, запрещающий мастерам стекольных дел куда либо эмигрировать или практиковать свое мастерство за пределами острова Мурано. Эти меры были попыткой держать стеклянное производство в одном месте и таким образом сохранить контроль и конкурентное преимущество перед иностранцами. Однако, несмотря на страх сурового наказания, вплоть до смертной казни, эмиграция с Мурано в другие части Европы продолжалась многие века. 
Золотой век производства муранского стекла приходится на период от пятнадцатого до начала семнадцатого века. Производство взлетело в 1400-х годах, после того как Анджело Баровье изобрел способ создания абсолютно прозрачного стекла, известного как кристалло, которое стало чрезвычайно популярным во всей Европе. В отличие от горного хрусталя или обычного хрусталя, венецианский кристалло невозможно разрезать. Вместо этого он плавится и и облачается в различные формы, более мягкие и в то же времени более геометрически сложные. Как сам Баровье, так и его последователи, разработали много методик производства, которые придают муранскому стеклу его неповторимость сочетания разноцветного (millefiori)  и молочного стекла (lattimo).  
Однако первые люстры из муранского стекла появились только к 1700 -м годам.  Особенно известным в этот период мастером был Джузеппе Бриати (1686-1772). Он специализировался на  производстве люстр, которые теперь называют классическими люстрами Мурано. Они состояли из центральной металлической оси, к которой крепились многочисленные кронштейны, украшенные многоцветными или прозрачными цветами, листьями, фруктами и  отлитыми кристаллами. Такой стиль люстр назывался  ciocche, что означало букет или просто цветы. Витиеватость, экзотика и цвет отразили влияние стилей Барокко и Рококо. Бриати так же прославился созданием люстры Rezzonico, названной в честь дворца, в котором ныне находится Музей Венецианского искусства XVIII века. Люстры этого мастера были массивными и весьма красочными.
murano_glass_chandelier.jpg     
     
К сожалению, популярность венецианского стекла закончилась к затяжным кризисом, спрос на оригинальное муранское стекло упал до минимума, и производство к началу семнадцатого века было весьма скромным. Несмотря на протекционистские меры, стекло в венецианском стиле производили по всей Европе. Франция при Людовике XIV особенно старалась освободиться от импорта венецианской продукции и активно переманивала стекольных дел мастеров в Париж. Эти усилия увенчались успехом и привели в 1665 году к основании стекольной компании Saint Gobain, которая стала лидером в производстве стекла и хрусталя. 
Конкуренция со стороны иностранцев тоже представляло серьезную проблему. В частности, все более популярным становилось богемское стекло, сделанное из кристаллов калия и идеальное для гравировки, английский хрусталь с его непревзойденными свойствами преломления света. Иностранная конкуренция стала еще более активной в течение XVIII века, пока не не наступил кризис, связанный со вторжением в 1797 году в Венецию войск Наполеона, что привело к прекращению существования венецианской республики. Вместе с другими отраслями промышленности стекольное производство захирело, многие потушенные печи и множество методик производства были надолго забыты. 
Но, начиная с 1840-х годов, стагнация стала меняться на активное возрождение. В значительной степени благодаря усилиям родившегося в Мурано историка стекла Винченцо Занетти (1824-1883), который был одержим идеей восстановить литейные заводы острова и возродить методику традиционного производства. В 1861 году он основал Музей Стекла на острове, собрал лучшие образцы стеклянных изделий, как образец для вдохновения будущих поколений. Он открыл школу, которая действует до сих пор, где опытные мастера стеклянных дел передают свои знания ученикам. В 1864 году на острове была проведена первая выставка муранского стекла. Высоких похвал удостоилось муранское стекло и на выставке в Париже в 1867 году. В этот пертод произошло объединение Италии,что также создало благоприятный климат для производства итальянской продукции. Все эти события способствовали возрождению муранского стекла и помогли ему вернуть былую популярность. Пьетро Бигалья, Анджело Онгаро, Джованни Фуга, Винченцо Моррети, Андреа Риода — мастера, которые изучили и восстановили древние технологии, такие как  «муррин» — мозаичное стекло, и «мариачер» -дымчатое молочное стекло. Люстры из муранского стекла экспортируются по всему миру и высокий спрос на них продолжается по сей день.
lyustra19.jpg     

Двадцатое столетие и современные люстры

Хочу подчеркнуть, что на протяжении двадцатого и двадцать первого веков основные европейские стили, которые мы обсуждали выше, остались удивительно аутентичными. Голландская основа в виде медного шара, французское Барокко, грегорианские люстры — все они выдержали испытание временем. Даже сегодня традиционные люстры не только выживают, но и процветают, несмотря на улучшения и модернизацию. В конце двадцатого века люстра впала в немилость у дизайнеров, так как она считалась противоречащей идее предпочтения современных минималистких интерьеров. Но все же за последние десятилетия наблюдается взрыв интереса к люстрам не только среди дизанеров, но и широкой публики. В современных домах классические люстры находят свое место в простых современных параметрах интерьера и создают поразительное сочетание между старым и новым.
lyustra20.jpg     
 На протяжении двадцатого века наблюдались тенденции в дизайне, которые пытались решительно порвать с традиционным стилем. Движение Арт-Деко в 1920— 1930-х годах объединяло дизайнеров-энтузиастов, которые пытались использовать новые материалы и новую конструкцию, основываясь на технологиях того времени. На Парижской выставке 1925 года выставлялись впечатляющие люстры, исполненные в стиле Арт-Деко. До этого, на рубеже XIX-XX веков господствовал стиль Арт-Нуво (приблизительно 1880-1910), который тоже пытался отклониться от традиционных направлений. Художники и дизайнеры обратились  к теме природы, и люстры, как правило, были выполнены в виде извилистых линий, виноградной лозы, цветов, насекомых. Возможно, одним из самых выдающихся представителей стиля Арт-Нуво был Луи Комфорт Тиффани (1848-1933), известный в том числе и благодаря люстрам с витражами.
lyustra21.jpg     
Как я писал ранее, люстры впали в немилость во время последних десятилетий XX века, когда минимализм и скрытое освещение считалось модным направлением. Тем не менее, в последние годы современные дизайнеры с энтузиазмом вернулись к идее использования люстр в освещении и создают проекты, совершенно не связанные с предыдущими стилями. Широкий спектр нетрадиционных материалов, вкупе с инновационными технологиями, такими как светодиоды и волоконная оптика значительно расширил понятие «люстра».
В 2002 году Сваровски запустил коллекцию «Хрустальный дворец», в которой попытался воплотить несколько инновационных перевоплощений люстры, таких как «Расцвет» Торда Бунтджа, состоящиего из ассиметричного цветочного орнамента, украшенного светодиодами, или «Лолита» Рона Арада, в виде интерактивной пиксельной доски спиральной формы, разработанную для чтения текстовых сообщений (SMS), включающей в себя более двух тысяч наборов кристаллов со светодиодами. Люстры сегодняшнего дня делаются из все более необычных материалов, часто в целях эпатажа.В 2002 году Питер Валуа и Майкл Марра создали люстру из 20 стаканов мартини. Так же создают люстры из бокалов, сломанных грампластинок, стеклянных бутылок, запчастей от велосипеда и даже из липких медведей. Британский дизайнер Шерон Марстон впервые применила оптоволокно в дизайне люстры. Ее коллекция под названием «Brilliant» выставлена в лондонском музее Victoria & Albert.
Люстра22     
     
     
  Люстра24     
     
     
Про современные люстры можно долго говорить, но это было бы несправедливо к экспонатам нашего сайта. Основные герои на нашем сайте https://antiklight.ru — бронзовые люстры начала и середины XX века. Мы считаем классическую бронзовую люстру совершенством за изящество линий, неповторимый шарм, который она привносит в дом, за то, что несмотря на долгую жизнь, она продолжает радовать все новые поколения людей.
lampara60_2.jpg

 


14.09.2017 00:22/ читать дальше...